Раньше я не интересовалась творчеством Фриды Кало, хотя читала о ней и видела некоторые работы, которые не произвели на меня особого впечатления, возможно, из-за моего возраста и увлечения другими сюрреалистическими картинами. Но на днях я прочитала ее подробную биографию и все ее работы и даже решила посмотреть фильм 2002 года с Сальмой Хайек в роли самой Фриды. Я не думала, что меня может так тронуть ее история и ее картины.
Наверное, когда ты сам художник, ты ищешь секреты в других успешных художниках. А когда это женщина, ставшая самой влиятельной и успешной в мире искусства, тебе становится все более любопытно.
Скорее всего, все уже знают основные моменты ее биографии, поэтому я хочу остановиться на ключевых вещах, которые сделали ей имя.
Фрида Кало родилась в богатой мексиканской семье в 1907 году. Она была очень красивой девушкой и в возрасте 22 лет вышла замуж за известного художника Диего Риверу, которому было 43 года. Диего к тому времени жил в Европе, приобрел известность и имя и был очень влиятельным и богатым человеком у себя на родине. Она сопровождала его на выставках по всему миру и завела много элитных друзей. Она продала несколько работ во время своих путешествий, а к концу жизни провела выставку в Мексике, добившись популярности.
Думаю, важно отметить, что в то время фигура женщины находилась в тени своего мужчины. В действительности Ривера был гораздо популярнее и успешнее Фриды, она была лишь “женой Диего Риверы”. Ситуация изменилась лишь много лет спустя.
Сальма Хайек хорошо сыграла Фриду в одноименном фильме, но ей чего-то не хватило. По Сальме видно, что таких ударов судьбы, как Фрида, она не перенесла, в ней нет надломленности. Фрида была страстной женщиной, интеллектуалкой, постоянно испытывающей физическую и моральную боль. И в конце концов она стала алкоголичкой. Сальма была слишком мягкой для этой роли.
В чем секрет популярности Фриды Кало сейчас? Конечно, главный секрет – это ее муж. Хотелось бы верить, что секрет в ней самой и ее картинах, но правда жизни прозаична.
Она была яркой эксцентричной женщиной, одевалась в национальные мексиканские платья и вплетала в волосы цветы. Если посмотреть на фотографии мексиканских женщин тех лет, это было необычно даже для Мексики, не говоря уже о европейской элите.
Она была очень общительной и умела заводить друзей и знакомства. У нее было много романов как с мужчинами, так и с женщинами. Одним из ее любовников был Лев Троцкий, который был приглашен погостить у мужа Фриды, когда за Троцким шла охота. Ей также приписывают роман с Маяковским (правда ли это, неизвестно).
В юности Фрида попала в страшную автомобильную аварию, у нее были сломаны позвоночник и нога, она провела год в больнице и от скуки начала рисовать.
После аварии она все же начала ходить, несмотря на прогнозы врачей, но стать матерью ей не удалось. А ведь она родилась в большой семье, с 4 братьями и сестрами, и мечтала о детях.
Семья Кало также не была среднестатистической. Ее отец был кем-то вроде придворного фотографа, снимавшего политиков и архитектуру, немецкий еврей по национальности. Интересно, что он был вдовцом с двумя детьми, когда встретил мать Фриды. Своих детей от первой жены он отдал на воспитание в церковный приют, и дальнейшая их судьба была неизвестна. Но он очень любил Фриду. Когда она попала в автокатастрофу, он потратил много денег на лечение и остался практически без гроша. Мать Фриды была мексиканкой с индейскими корнями, довольно холодной, отстраненной и замкнутой женщиной.
В Фриде был дух свободы, смелость, которую ее мать не поддерживала, но отец любил.
Супружеская жизнь не была сказкой, Диего был наглым придурком, доводившим Фриду до бесконечных истерик, но самым большим ударом стало то, что он изменил ей с ее любимой младшей сестрой. Как бы то ни было, они прожили вместе 25 лет, хотя разводились и снова женились. Она умерла как жена Ривера.
И вот тут я не могу понять, если она такая смелая, оригинальная, страстная женщина, которая не боится быть собой, почему она всю жизнь терпела этого Ривера? В нее были влюблены стаи мужчин, а она терпела и ждала. Понятно, что она ему тоже изменяла, но это скорее из мести и раздражения, чем из желания иметь много связей. Как будто моральные муки от бесконечных измен Ривера отвлекали ее от физической боли.
Ее ранние картины называли наивным искусством, или искусством самоучки. Возможно, самые ранние работы можно назвать наивными, но основная часть ее творчества не уступает (наоборот, превосходит) творчеству Диего Риверы, который получил образование художника в Мексике и Франции. Стиль работ очень похож на стиль Риверы. Но работы Фриды намного интереснее и глубже, ярче.