К моему большому сожалению, о таком знаменитом анатоме я узнала совсем недавно и совершенно случайно.
Когда я увидела работы фон Хагенса, то не смогла оторваться. Мое дыхание замерло. Смесь шока, любопытства, смущения и множества вопросов, что это и зачем, почему?
Гюнтер фон Хагенс был анатомом, который изобрел “пластинацию”, метод сохранения и бальзамирования анатомических “препаратов”.
Звучит безобидно, на самом деле он бальзамировал трупы или любые части трупов, чтобы они не высыхали и не разлагались.
Гюнтер является создателем выставки “Body Worlds”, на которой он создает различные инсталляции из трупов и возит их по всему миру.
Изначально эти инсталляции должны были привлечь внимание к анатомии, вдохновить людей на изучение анатомических наук. Но что-то пошло не так.
Гюнтер, будучи врачом и анатомом, скорее всего, не рассчитывал на такое потрясение мировой общественности, для него это было нормой жизни.
Публика приняла его выставку с большим любопытством, и любопытство это оказалось не совсем тем, на что рассчитывал фон Хагенс.
Жуть, ужас, отвращение и благоговение перед смертью были манящими чувствами, и люди шли на это, как в Средние века толпы стекались посмотреть на казнь на площади и окровавленное тело. Это зрелище не может не впечатлять.
Он много лет гастролировал с этой выставкой и заработал миллионы.
Теперь его выставка утратила былую популярность, а анатом в шляпе страдает от неизлечимой болезни Паркинсона.
И вот я смотрю на его экспонаты, сдерживая эмоции, и они, уже мертвые, но динамичные, заставляют меня задуматься о некоторых вещах.
Анатомия человека, обезьяны, жирафа и лошади кажется такой похожей. Без души, без сознания, мы практически одинаковы, и только формы костей и мышц отличаются. Загробная жизнь человека и обезьяны ничем не отличается.
И это кажется очевидной вещью, все мы изучали анатомию в школе. Но одно дело изучать по книгам, а другое – увидеть и понять.
Мертвые люди вызывают много этических вопросов. Насколько этично использовать мертвых для развлечения публики и получения прибыли создателем шоу?
С другой стороны, существует мировая практика использования трупов в корыстных целях. Тот же мавзолей на Красной площади, или мощи святых, которые представляют собой взломанные останки человеческого трупа, у которых верующие просят чуда и благословения. И это социально приемлемые вещи. Норма нашего общества.
Возникает еще один вопрос: какую жизнь прожили эти люди? Я думаю, что у них у всех была разная жизнь, хотя бы потому, что национальности представлены разные. У кого-то была легкая счастливая жизнь, а у кого-то трудная, тяжелая жизнь в голоде и страданиях. Но загробная жизнь для всех одинакова.
И третий вопрос – действительно ли есть что-то после смерти? И это самый мучительный вопрос, потому его пронизывает все экспонаты. Мы привыкли к тому, что только люди попадают на небеса, только у людей есть загробная жизнь, а животные просто исчезают. А здесь мы видим, что люди мало чем отличаются от обезьян, мы все одинаковые, мы животные разных видов, а люди просто более разумны, чем другие. И это внушает идею, что после смерти ничего нет. Это даже не внушает, вы смотрите в глаза смерти других и понимаете это. Вы понимаете, что вы исчезнете после смерти. И возникает страх. Страх, что второго шанса не будет.
То, что инсталляции фон Хагенса вызвали меня на диалог, заставили задуматься, говорит о том, что для меня эта выставка – определенно выставка современного искусства.