Недавно в центре Москвы, на Болотной площади, была установлена скульптура Урса Фишера “Большая глина №4”.
Разразился скандал, Ксения Собчак обвинила несогласных в невнимательности, а Максим Галкин заявил, что у Ксении и всех сторонников “такого” современного искусства просто нет вкуса.
Я вижу во всей этой дискуссии типичное невежество. То, что скульптура – это современное искусство, это факт. Подобные скульптуры давно стоят в крупных городах Америки и Европы, Урс Фишер – признанный современный художник, и уже название “Большая глина №4” говорит о том, что это не первая его работа, и он не известен как провокатор или эксцентрик. Только в России его скульптуры вызывают эпатаж, в других странах такое искусство – норма.
В чем смысл “большой глины”? В том, что это сырой материал, на нем видны отпечатки пальцев художника, и он несет в себе очень мощный символ – рождение искусства, рождение идей, смысла в руках художника. Из этого куска глины может выйти что угодно, шедевр или провал, посредственность или уникальность. Это символ начала и намерения приложить усилия.
Я испытала восторг, когда увидела эту скульптуру. Идея так сильна и так близка мне. Но когда я попытался поговорить с кем-то об этом, я натолкнулась на стену непонимания. “Это куча дерьма”, “Это не искусство”, “Он просто эпатирует публику, в этом нет ничего такого”, – вот лишь несколько цитат, которые я услышала.
Люди возмущены большой глиной, они не хотят в нее вникать, они судят о ней в соответствии со своими собственными категориями хорошего или плохого, и если произведение странно и уродливо на их вкус, они сразу же заносят его в категорию “плохого”. А искусство не может быть плохим.