Талантливый фильм Доннерсмарка “Работа без авторства” 2018 года, где главный герой художник Курт Барнерт находится в творческом поиске.
Эта картина мне, безусловно, очень понравилась, в отличие от прототипичного главного героя Герхарда Рихтера, история которого была взята за основу фильма.
О причинах раздражения можно только догадываться, ведь здесь много постельных сцен (а Рихтеру на момент съемок было 80 лет, и он был человеком “другой эпохи”), и тесть-антигерой, который творит ужасные вещи.
Но я предполагаю, что этот фильм не является комплиментом таланту Герхардта. Фильм показывает творческий поиск настолько буквально, что он становится простым, пошлым и корыстным. Показан мотив Рихтера найти славу, добиться успеха; он прошел через разные области современного искусства, чтобы стать популярным, лучшим. В обыденном понимании мотив художника – самовыражение, исследование какой-то мысли, эмоции, идеи. А главный герой представлен как самозванец, которому просто повезло, потому что у него влиятельные друзья и он нашел что-то новое, то, что до него никто не делал. Это самое страшное для художника.
В одном из старых интервью Рихтер говорит, что “живопись сама по себе уже является другой формой мышления”, а в более поздних выпусках о нем он отходит от работы и анализирует ее. Ему не нравится, что для людей важнее не сами работы, а то, сколько они стоят. В то же время его очень смущают эти вопросы и повышенное внимание в целом. У него определенно есть синдром самозванца, и фильм поражает его.
Есть в фильме “Работа без авторства” и то, что действительно задело меня за живое: я отчетливо ощутил глухую зависть к главному герою. У него были друзья-художники, которые его очень поддерживали, ободряли. И учителя отмечали его талант. Его девушка, впоследствии жена, также поддерживала его и даже не критиковала за то, что у него нет денег. Я думаю, если бы режиссер сделал акцент на этом, а не на словах антигероя “ты должен быть лучшим”, фильм получился бы более правдивым.
Я был в нескольких сообществах начинающих художников, и во всех них было обесценивание друг друга, и на youtube под видео художников тоже много обесценивания и неконструктивной критики. Это такой яд, который уничтожает любые стремления и амбиции.
Преподаватели живописи, в большинстве своем, высокомерны, они не понимают современное искусство и не хотят его понимать, они вешают ярлыки и стигмы.
Это часть нашей культуры, нашего менталитета, и это часть меня тоже.
Может быть, поэтому самые успешные художники приезжают из Европы и Америки, а не из стран бывшего СНГ.
Кем бы был Герхард Рихтер, если бы его жена обесценивала и критиковала его картины, требовала, чтобы он нашел “нормальную работу”, его коллеги-художники высмеивали его работы, говорили, что это чушь, а его учителя говорили “это не искусство”…?